IV. Машиновидение
В четвертом разделе выставки представлены работы художников, направленные на то, чтобы по мере расширения технологического арсенала киноискусство смогло захватывать все новые сферы человеческого бытия. Вуди и Штейна Васюлки исследуют в своих проектах идею «Машиновидения», Кен Джейкобс пытается обезоружить зрителя нематериальными аритмическими вторжениями, Дина Караман и Александра Кузнецова занимаются поиском внутреннего и внешнего в диалоге человека с природой.
Подборка видео из проекта «Машиновидение»
США, 1975—1980
Видео
Проект «Видение машины» (1975—) появился на свет из исследований Штейны в области восприятия, начатых в 1975 году и продолжающихся до сих пор. В видеокассетах и инсталляциях, входящих в корпус проекта, Штейна разделяет точку зрения с органической перспективы и с человеческой интенциональности. Чтобы достичь этого, она конструирует механические устройства, дополненные оптическими инструментами, контролирующими камеру. С помощью замкнутых систем видеообслуживания эти элементы усложняют нормальный процесс понимания видимого мира. Центральным произведением в проекте «Видение машины» является «Всевидение». Две видеокамеры установлены на поперечных перекладинах, в свою очередь, находящихся на моторизованном поворотном столе. Во «Всевидение I» входят два полушария, на которые указывают камеры. Во второй версии («Всевидение II», 1978) камеры сканируют поверхность зеркальной сферы на центральной оси перекладины. Видеосигнал направлен на 2 или больше мониторов, стоящих далеко от вертушки. Так как камеры двигаются по периметру в 360 градусов, на мониторах постоянно появляются зрители с периферии. Одна из камер снимает их, неважно, где именно в комнате они находятся. Во «Всевидении II» четыре монитора помещены под вертушкой. В результате зрителям даётся общее представление о всех компонентах работы. Хотя «Всевидение» выставлялось в нескольких галереях, Штейна старается разнообразить опции показа. Иногда «Всевидение» демонстрируется в визуально сложном окружении — например, в обставленной комнате, городском пейзаже или в мастерской Васюлок. Когда инсталляция представлена в галереях или музеях, Штейна добавляет специально созданные для этой цели мозаики Вуди. Хотя инсталляции составляют большую часть корпуса проекта, на многих кассетах, записанных с 1975 по 1977 г. (собранных вместе в «Орбитальной одержимости», 1977), Штейна использует камеры, контролируемые моторизованными приборами. Таким образом она формирует настоящий лексикон формального словаря замкнутых систем видеообслуживания. В «Городских происшествиях» (1980) представлены маленькие приборы, оборудованные моторизованными элементами, зеркалами и объктивами. В «Летней соли» (1982) Штейна физически манипулировала своего рода оптическим протезом, присоединенным к объективу камеры. На других видеокассетах и инсталляциях, завершенных с 1980-х гг. («Запад» (1983), «Птолемей» (1990) и "Borealis" (1993) Васюлки тоже использовали моторизованные и оптические приспособления, но эти работы не принадлежат строго к проекту «Видение машины».
Венсан Бонен © 2001 FDL
День жжёт
США, 2009
8', цвет, без звука
Компьютерная техническая помощь — Эрик Нельсон
Кинозвезда Фло, задумчивая молодая девушка Ниси и Аза, достаточно взрослая, чтобы идти вместе со всеми, но все еще ожидающая, что ее будут возить в коляске. Если в Риме ясный день, то шутки с солнцем плохи. Но, говорят, самый прекрасный день — это когда ничего не произошло.
МЕТАНОЙЯ
Австрия, 2011
Видео, закольцованная проекция
ВАЛИ ЭКСПОРТ составила эту подборку из обширного собрания собственных работ, включающего экспериментальные киноработы, структурные фильмы, видеодокументацию перформансов и боди-перформансов, видеопоэмы с 1968 по 2010 год. Коллекция видео задумана как самостоятельное произведение искусства и содержит наиболее важные видеои киноработы художницы.
Три цвета. Белый? Три цвета. Серый? Три цвета. Красный?
Россия, 2012
5', перформанс. Видеодокументация, объекты
«Человек всегда имеет возможность выбирать способ взаимодействия с внешним миром и как стратегию всей жизни, и как поведение в повседневных жизненных обстоятельствах. Ломиться или идти проторенной дорогой, продираться через препятствия или обходить их... Так или иначе, «проходя» по жизни, человек обречен на изменения. Эта работа о разных способах взаимодействия человека с миром. Формальная сторона работы повторяет работу немецкого художника Эдмунда Куппела (Edmund Kuppel) «Вокруг света за 4 минуты» (1975). Однако в данном случае этот прием помогает рассказать историю не столько об условности времени и пространства, сколько о вечном возвращении».
Александра Кузнецова
Бремя
Россия, 2012
13’, двухканальная видеозвуковая инсталляция
Тёмный плотный ландшафт внутренней природы человека невозможно полностью высветить или обозначить. В поиске средств транслировать чувственное, бесконечно подвергаемое сомнениям и рефлексии, совершается попытка перевода одной из ситуаций интуитивного процесса самопознания на язык ритуальных действий — в форму обряда очищения, надламывающего хрупкую границу между внутренним и внешним.