Медиа Форум
2015201420132012201120102009200820072006200520042003200220012000
ENGLISH VERSION





Чистое кино

Монтаж аттракционов

Тактильный кинематограф

Машиновидение

Интерактивный кинематограф







 Образовательные программы

23 июня — 27 июня 2012 года

«Медиа Форум» Московского Кинофестиваля традиционно не только показывает самые интересные работы, расширяющие наши представления о кинематографе и видеоискусстве, но каждый год организует специальную образовательную программу. Приглашенные художники, кинематографисты, теоретики читают лекции и проводят семинары о том, как воспринимать, интерпретировать и создавать новую экранную культуру. В этом году «Медиа Форум» концентрируется на различных формах тактильного, хаптического и интерактивного кино. Узнать, что это такое, можно будет на мастерских Криса Хейлса (Великобритания), Перри Бард (США) и Бориса Дебакера (Нидерланды).

Внимание: на образовательные мероприятия «Медиа Форума» требуется обязательная регистрация на сайте http://mediaartlab.timepad.ru/events 

Семинар Криса Хейлса: Интерактивный кинематограф

Клуб ARTPLAY, 23 — 26 июня, с 10:00 до 17:00, 27 июня, с 10:00 до 20:00

Кино, которое «можно смотреть руками». Кино, которое вместо человека «смотрит» машина. Киносеанс, где вместо того, чтобы расслабиться в кресле, зрителю приходится создавать фильм. Все это гораздо увлекательнее, чем стандартный голливудский блокбастер, – так думают участники «Медиа Форума» 2012. Один из них – художник Крис Хейлс (Великобритания) – буквально помешан на идее интерактивного кинематографа. С 1990 года он создал больше тридцати таких фильмов и защитил диссертацию по теме «Переосмысление интерактивного кино» (2006). 

В своих работах Крис отрабатывает самые разные методы, какими аудитория может вмешаться в структуру фильма: выбрать один из предложенных вариантов развития сюжета, или менять детали повествования (например, разгромить квартиру главного героя, испортив ему вечер), или найти нужный ключ, чтобы фильм вообще смог продолжаться. В одной из работ зрителю приходится следить за несколькими экранами одновременно и постоянно вмешиваться в ход событий, иначе всеобщая гармония превратится во всеобщий хаос, и разлад в одной из сюжетных линий перекинется на другую. В какой-то момент все это становится похоже на компьютерную игру, но совершенно с другими художественными задачами и содержательным наполнением. Кроме того, Хейлс предлагает работу в разных жанрах и формах: полиэкранный фильм, портрет, пейзажная зарисовка, комедия-фарс, документалистика, – сочетая возможности кинематографа и изобразительного искусства. В Москве профессор Хейлс проводит курс практических занятий о том, что происходит в мире, когда зритель прикасается к экрану и тем самым полностью меняет сюжет фильма.

Первый день семинара – открытый, посвященный  истории и теории интерактивного кино. Крис подробно расскажет о том, что это такое, кто и как использовал стратегии интерактивности на протяжении всей истории «искусства движущихся образов». Все последующие дни будут посвящены практической части мастер-класса. Крис Хейлс будет работать с участниками, помогая им придумать и воплощать в жизнь свое собственное интерактивное кино. Преподаватель будет объяснять технологическую сторону процесса, приемы монтажа, работы с необходимым программным обеспечением. Общий материал будет показан на учебных моделях, а дальше Крис будет работать с каждым проектом индивидуально. Завершится семинар презентацией получившихся работ, которая будет проходить в форме интерактивного перформанса.

Зарегистрироваться на семинар Криса Хейлса >>

Мастерская Перри Бард: Человек с киноаппаратом: Глобальный ремейк

Клуб ARTPLAY, 25 июня, с 18:00 до 22:00

«Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова совершил революцию в искусстве движущихся образов. Он показал, что «киноглаз» видит мир иначе, нежели отдельный человек, иначе даже, чем видит мир человеческое сообщество. Это принципиально другое «зрение». Американская художница Перри Бард оценила эту работу как главную и для своего собственного творчества. Отталкиваясь от идей Дзиги Вертова, она в 1999 году начала проект «Человек с киноаппаратом. Глобальный ремейк», и первым его этапом стал портрет болгарской столицы Софии, сделанной «вертовианским» способом. Затем проект переехал в глобальную сеть и в сотрудничестве с самыми разными художниками и режиссерами в работе начали появляться портреты Нью-Йорка, Мехико, Екатеринбурга, Тель-Авива, Белграда, Токио. В идеале, законченное произведение должно охватывать собой мир.

Перри Бард предлагает гостям «Медиа Форума» принять участие в ее творческом проекте, собраться на мастерскую и вместе создать часть произведения, посвященную Москве. На семинаре она покажет и проанализирует фильм Дзиги Вертова, прочтет лекцию об эстетике документального кино, монтаже, понятии «ремейка» в современном искусстве и способах подхода к материалу (интерпретация контента или формы, литературный ремейк, цифровые трансформации). Также в этот день состоится обсуждение тем и концепций самих участников. При создании работ могут использоваться различные источники — начиная от камер видеонаблюдения, мобильных телефонов и до собственных документальных материалов.
После мастер-класса всем участникам будет предложена возможность загрузки своего контента на сайт проекта. 

Зарегистрироваться на мастер-класс Перри Бард >>

Лекция Бориса Дебакера: Кинематографический опыт — переосмысление

Клуб ARTPLAY, 24 июня, с 18:00 до 20:00

Борис Дебакер, нидерландский художник и теоретик, изучает меняющиеся вместе с развитием кинематографической техники отношения между кинообразом и действительностью. Пленочный кинематограф, говорит он, имеет дело с совсем другим типом реальности, нежели цифровой. Тогда о чем и с кем разговаривает интерактивный фильм? Что происходит с миром, в котором кино окружает нас повсюду, в особенности за пределами кинотеатров? Об этом он написал книгу, где попытался представить творчество всех современных авторов, работающих с кино непривычными способами и в непривычных формах. На лекции он представит весь спектр возможных форм поиска в экспериментальном пространстве кинематографа.

Зарегистрироваться на лекцию Бориса Дебакера >>

Образовательная дискуссия «Погружения. В сторону тактильного кинематографа»

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», 23 июня, с 18:00 до 21:00

Публичную экскурсию по выставке в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» проводят куратор Ольга Шишко и художники-участники проекта: Перри Бард, Крис Хейлс, Валерий Айзенберг и Борис Дебакер. Во время прогулки по залам экспозиции Ольга Шишко познакомит слушателей с основными твоческими подходами к теме расширенного кинематографа на примерах представленных работ, а художники расскажут о своем творчестве в контексте общей темы. После экскурсии вечер продолжится в формате неформальной творческой встречи и живого общения участников выставки и ее зрителей.

Зарегистрироваться на образовательную дискуссию >>

Площадки проведения мероприятий

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» 
Кузнецкий Мост, 21/5, под. 8 (вход с Б. Лубянки)
http://www.ekaterina-fondation.ru/rus/

Клуб ARTPLAY
Нижняя Сыромятническая ул., 10, стр. 9, вход «С»
http://artplay.ru/