V. Интерактивный кинематограф
«Интерактивный кинематограф», который разворачивается при участии зрителя, — это пятый радел выставки, составленный из работ Збигнева Рыбчинского, Криса Хейлса, Бориса Дебакера, Перри Бард, Марка Америки и Ольги Киселевой.
Збигнев Рыбчинский
Новая книга
Польша, 1975
10'26'', 35 мм, короткий фильм, SMFF Se-Ma-For, Лодзь
Экран разделен на девять частей. Каждая из них показывает свое пространство и свое повествование. Объединяет их образ книги, которую передают из рук в руки во всех частях и эпизодах. Все истории в этой работе рассказываются параллельно, как будто в реальном времени, однако по ходу повествования между ними возникает множество связей и пересечений.
Крис Хейлс
Персональный кинотеатр с сенсорным экраном, показывающий 9 интерактивных фильмов
Великобритания, 1995—2001
Инсталляция на сенсорном экране, интерактивный CD-ROM
Эта подборка экспериментальных интерактивных фильмов создавалась автором в течение нескольких лет и представляет собой работы с «живым» действием, в которых визуальные метафоры интерактивности являются неотъемлемой частью самого киноматериала. Поскольку фильмы задумывались с точки зрения визуального подхода, сценарий в традиционном его понимании не используется. Фильмы можно выбрать на сенсорном экране с помощью меню, в котором они делятся на пять различных категорий соответственно основным темам, рассматриваемым в каждом из них: пейзаж, навигация в пространстве, документальный фильм, мультиэкранный фильм, комедия-вымысел.
Перри Бард
Человек с киноаппаратом: глобальный ремейк
С 1999 года
Документация проекта, закольцованная видеопроекция
«Человек с киноаппаратом: глобальный ремейк» — совместный проект, снимаемый по всему миру людьми, которым предложили записывать ролики-сюжеты, интерпретирующие оригинальный сценарий вертовской картины «Человек с киноаппаратом», и загружать их на http://dziga.perrybard.net, где программное обеспечение, разработанное специально для этого проекта, архивирует, перераспределяет и проигрывает в непрерывном режиме («стримлайн») полученные эпизоды в качестве фильма. Поскольку люди могут загрузить тот же кадр несколько раз, возможны бесконечные версии фильма. Эти кадры становятся частью общемирового монтажа, новые вариации фильма ежедневно передаются на сайт. Данная работа пытается выявить возможности Интернета для глобального сотрудничества, поощряя соучастие представителей разных культур, а также разрабатывая программное обеспечение, которое могло бы принимать информацию из многочисленных источников, начиная от мобильных телефонов и заканчивая скриншотами. Для того чтобы гарантировать, что загруженные кадры/киновариации не придут из обычных мест, 12 корреспондентов из незападных стран были привлечены для организации проекта в тех частях мира, где они находятся.
«Человек с киноаппаратом» был выбран потому, что основной целью Вертова было запечатление повседневности. Сам фильм представляет собой базу данных, состоящую из кадров, снятых в течение дня, от восхода до заката. Каждый такой день синтезируется из кадров, полученных из трёх разных городов, и чередуется с фрагментами второй истории, которая представляет собой дневник жизни кинооператора. Редактура осуществляется исключительно нелинейным образом, с использованием самых современных и изощрённых методов видеомонтажа. Таким образом, на основе новой версии с созданием базы данных, эксперимент Вертова шагает прямо в 21-ый век, поднимая при этом важные вопросы о медиа-производстве в эпоху youtube.
Марк Америка
ФИЛЬМТЕКСТ
США, 2002
Инсталляция
«Созданный в традиции таких кинорежиссеров, как Дзига Вертов, Жан-Люк Годар, Майя Дерен и Крис Маркер, «ФИЛЬМТЕКСТ» — онлайн-версия — пытается перевести кинематографический язык в более многолинейные навигационные формы, ассоциирующиеся с появлением новых медиа жанров, таких как нет-арт, гипертекст и анимационный дизайн. Работа создана в сотрудничестве с Чедом Моссхолдером, Джоном Вегой и Джеффом Уильямсом. Кадры, использованные в этой работе в рамках дигитально расширенного кино, были сняты в Кратере Национального парка Халеакала, в пустыне, с вершины спящего вулкана, который поднимается высоко над южной частью Тихого океана на острове Мауи (Гавайи). Съемки также проходили в австралийском буше и в динамичной урбанистической среде Токио и Гонконга. Съемка каждого видеофрагмента требовала большой исследовательской работы, далеких путешествий, технической подготовки и координации небольшой команды помощников. Помимо того, что в работе «ФИЛЬМТЕКСТ» использованы эксперименты с новым оборудованием для создания цифрового видео и новыми программами, более важно исследование того, что значит быть человеком в постапокалиптической медиасреде. Заимствуя у поп-культуры такие жанры, как научная фантастика, киберпанк и интерактивные игровые среды, работа строится на идее «язык — это вирус» (Уильям Берроуз) и исследует природу компьютера, биологического и медиавирусов с помощью соединения абстрактных экспрессионистических семантических образов с «закольцованным» аудио и различными зашифрованными текстами, внедренными в дизайн интерфейса. Работа приглашает интерактивного участника проложить свой путь сквозь обтекающее его игровое пространство, где «переход на следующий уровень» никогда не гарантирует ничего, кроме возможности произвести новые версии той самой работы, сквозь которую вы пробираетесь. В этом отношении «ФИЛЬМТЕКСТ» — философское исследование, играющее с анимированной интернет-средой и ее предполагаемым освободительным потенциалом, чтобы помочь нам освободиться от неких пут материальной реальности».
Марк Америка
Ольга Киселева
CrossWorlds: от теории корректирующих кодов до политической манипуляции
Россия, 2008
Интерактивная инсталляция, семакоды, двумерные электронные тэги. Документация проекта: 3 цветных отпечатка, 120х120 мм
«CrossWorlds» представляет собой набор интерактивных и самогенерируемых электронных тэгов. Компьютерная программа с равными промежутками времени соединяется с Интернет-сервером Wall Street, находит там информацию о курсе индекса Dow Jones и генерирует электронные тэги, которые кодируют выборку политических сообщений (лозунгов) в зависимости от курса этого биржевого показателя. Эти лозунги почерпнуты из советской и американской пропаганды времен холодной войны. Если показатель Dow Jones поднимается, алгоритм генерирует американские лозунги; если же биржевой показатель опускается, на экране генерируются сообщения, основанные на советских лозунгах.
Эта инсталляция создавалась в рамках фестиваля "Transmediale", который в 2008 году проходил под девизом "Conspire": скрытые намерения, скрытые сообщения, скрытые вещи и др. Инсталляция была установлена в HKW в Берлине (Das Haus der Kulturen der Welt — Дом мировых культур). Попав сюда впервые, четко ощущаешь атмосферу советских дворцов культуры 70-х годов (в те годы школьница и комсомолка Ольга Киселёва посещала подобный дом культуры и брала там уроки игры на фортепьяно и классической хореографии). Несмотря на это, HKW не является восточно-германским продуктом. Это знаменитое здание подарили Берлину американцы в 50-х годах в знак дружбы, «пометив» тем самым свою территорию. Так, в стенах здания были выгравированы — в переносном смысле — лозунги американской пропаганды, свидетельствующие об абсолютном превосходстве Соединённых Штатов во всех областях. Что самое интересное, это здание один в один напоминает постройки, которые в то же самое время создавались Советским Союзом с другой стороны Берлинской стены. Этот факт показался нам удивительным. Он подвёл нас к сравнительному изучению «сходства» культур обоих блоков той эпохи.
Борис Дебакер
Зонд
Бельгия, 2008
Интерактивная инсталляция, генеративное ПО, цвет, без слов
Звук и изображение: Борис Дебакер
Программное обеспечение: VVVV, Себастьян Грегор
Применение сенсора: V2_ Lab
Проект создан Auguste Orts Production при поддержке Flanders Audiovisual Fund
«Зонд (автоматическая научно-исследовательская станция) — научно-исследовательский космический корабль без персонала, созданный для передачи информации об окружающей его среде.
Кинематограф — это виртуальная капсула с проекцией на экран, который служит окном, дающим доступ к аудиовизуальному путешествию сквозь время и пространство. Как только фильм начинается, поверхность, на которую он проецируется, становится невидимой. Она превращается в волшебное окно кинокапсулы, которая вовлекает во взаимодействие все наше тело — через глаза и уши — и уносит в другое время и пространство. Киномашина трансформирует реальность, генерируя умственную активность зрителя: кинематограф — это машина снов, сгущения опыта и эмоций. «Зонд» — интерактивная инсталляция, в которой центральное место занимают отношения между зрителем и экраном. Позиция зрителя в пространстве определяет создание генерируемого звука и образов, которые физически переносят зрителя в аудиовизуальное путешествие».
Борис Дебакер