Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», 22 июня — 19 августа 2012 года
Куратор — Ольга Шишко (искусствовед, куратор, директор и основатель «МедиаАртЛаб», арт-директор Медиа Форума ММКФ).
Организаторы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», «Медиафест»
При поддержке: Фонда Мондриана (Нидерланды), Британского Совета
Партнеры проекта: Центр дизайна ARTPLAY (Москва), Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей кино (Москва), архив Vasulkas (Cанта Фе)
Благодаря Голливуду сегодня во всем мире утвердилась модель игрового фильма на повествовательной основе продолжительностью примерно два-три часа. Именно такая ситуация кинопросмотра является для нас привычной, но ею кино вовсе не исчерпывается. Художники и режиссеры-авангардисты на протяжении всего ХХ века мечтали о совсем другом кинематографе: тактильном — который можно потрогать, интерактивном – в котором участвует зритель, полиэкранном или о кинопросмотре как о медитативной практике. На самом деле такие киноработы тоже создаются и оказываются не менее интересными, чем блокбастеры, просто мы почти ничего о них не знаем, не можем посмотреть или потрогать.
«Медиа Форум» – это программа «Московского кинофестиваля», созданная как раз для того, чтобы расширить привычные границы кинематографа, показать, что он может быть разным не только по содержанию или по художественному построению текста, но и с точки зрения формы, технологии создания, ситуации смотрения. Язык, на котором «Медиа Форум» говорит со своими зрителями, принадлежит одновременно и кинематографическому, и художественному началу, обогащая их в равной степени.
В начале ХХ века кинематограф как пространство эксперимента был предметом интереса как пионеров киноавангарда (Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Ханс Рихтер), так и художников-авангардистов (Марсель Дюшан, Михаил Матюшин, Казимир Малевич). Потом, когда сама киноиндустрия уже не хотела изобретать никакие новые формы и технологии, а только продавать коммерчески наиболее оправданный продукт, эту инициативу подхватили художники. Нам Джун Пайк работал с кинообразом как с объектом медитации, Сальвадор Дали придумал, что показ киноработы должен сопровождаться тактильными ощущениями, комментирующими экранное действо. Киноформы трансформировали и изобретали крупнейшие художники современности. В тот момент, когда в постструктуралистской философии и литературе появилась идея разрушения единой повествовательной структуры произведения, родилось и нелинейное по структуре кино, и различные формы интерактивной работы со зрителем. Сегодня новые технологии интернет-дистрибуции, просмотра фильмов с экранов планшетов и через YouTube вернули интерес к экспериментальным формам в «большой кинематограф». Изменившаяся структура зрительского восприятия наконец сделала актуальным и коммерчески востребованным то, что еще сто лет назад предлагали художники и пионеры кинематографа. Современные классики Питер Гринуэй и Дэвид Линч провозглашают изменение структуры кинематографа. Всё это требует осмысления и в исторической перспективе, и с точки зрения современных реалий. Более того, все эти актуальные новшества требуют подготовленной и осведомленной публики. Эта задача и стала основной для организаторов «Медиа Форума».
Концепция экспозиции «Погружения: в сторону тактильного кинематографа» в Фонде «Екатерина», продолжит исследования и разработки прошлого года (выставка «Расширенное кино», июнь-август, 2011, ММСИ (Ермолаевский переулок), Центр культуры «Гараж»).
Центральное событие нынешнего «Медиа Форума» — выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» — состоит из нескольких разделов, каждый из которых относится к определенному типу работы режиссера с экраном и со зрителем. Первый, «Чистое кино», — отклик на «чистое искусство» — предполагает работу с экраном как с холстом, фактически рассматривая кинематограф как апофеоз живописи. В нем представлены Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Нaм Джун Пайк, Кен Джейкобс, Пол Клипсон, Ганс Рихтер, Константин Аджер, Олег и Ольга Пономаревы.
Второй раздел, «Монтаж аттракционов», отталкивается от идеи «4D-кино», впервые предложенной еще Сергеем Эйзенштейном, и следует за его продолжателями (Пиа Тикка, Герц Франк, Алексей Исаев и Елена Горбачева).
Третья часть, «Тактильный кинематограф», рассказывает о существовании фильмов, которые «можно смотреть руками», начиная с задумок Сальвадора Дали, который, работая с Луисом Бунюэлем, совсем по-другому представлял себе реализацию фильма «Андалузский пес» и до «хватательного смотрения» ВАЛИ ЭКСПОРТ (кроме них на выставке работы группы «ТОТАРТ», Валерия Айзенберга, Екатерины Павловой, Константина Семина).
Четвертый раздел исследует идею «Машиновидения» Вуди и Штейны Васюлок — устройства, которое может заменить и режиссера, и зрителя, предложив вместо индивидуального и неточного человеческого зрения объективный взгляд самой камеры (также Кен Джейкобс, Дина Караман, Александра Кузнецова).
«Интерактивный кинематограф», который разворачивается при участии зрителя, — это пятый радел выставки, составленный из работ Збигнева Рыбчинского, Криса Хейлса, Бориса Дебакера, Перри Барда, Марка Америки и Ольги Киселевой.